Анализ стихотворения «Незнакомка» Александра Блока. Литературоведческий анализ, в котором разбираются тема, идея, история и причины создания произведения; приводятся цитаты из текста. Данный анализ поможет глубже понять лирику Блока и лучше подготовиться к школьному уроку или семинарскому занятию.
Находясь под влиянием символизма, Александр Блок посвятил множество стихотворений теме одиночества. Лирический герой Блока в стихотворении «Незнакомка» (1906 г.) одинок, бездеятелен и равнодушен. Он отшельник, страдающий раздвоенностью души, которая истерзана земной жизнью.
В начале стихотворения Блок рисует обыденную картину, которая потрясает своей глубиной и реалистичностью. С одной стороны, пред нами всплывает звуковой фон: детский плач, пьяные окрики, женский визг, скрип уключин — все это порождает тлетворный дух. С другой стороны, возникает и зрительный фон: пыль, рекламная вывеска булочной, шлагбаумы — все это способствует описанию быта обывателей, которые обременены лишь земными заботами. Однообразие происходящего и его безысходность подчеркивается дважды повторяющимся глаголом: «раздается детский плач», «раздается женский визг». Образ солнца опущен до бессмысленно кривящегося диска, который только и нужен, чтобы соответствовать пошлости и безумию происходящего.
Лирический герой ко всему имманентно непричастен и равнодушен, что свидетельствует об одиночестве. Мотив отрешенности усугубляется в пятой строфе, когда единственный друг, который схож в эмоциональном и психическом плане с лирическим героем, оказывается лишь отражением в стакане вина. Образ вина — символический, подчеркивающий мотив тайны.
Шестая строфа проникнута антипатией, презрением лирического героя к миру обывателей. Лакеи «торчат», а глаза пьяниц сравниваются с глазами кроликов, тем самым подчеркивая их животную сущность. Латинское изречение, произносимое пьяницами, еще раз говорит об их ничтожестве, поскольку настолько возвышенная фраза произносится пошлыми и законченными людьми.
Появление Незнакомки овеяно эфемерностью, что, опять же, говорит о раздвоенности. Образ Незнакомки не содержит никакого конкретного описания, а допускается лишь тогда, когда структура для появления Незнакомки полностью разработана.
Незнакомка — аристократка, которая всегда без сопровождения (мотив одиночества). Ее образ туманен и овеян духами. Она проходит мимо пьяных, будто они лишь столики, невещественные элементы ресторана. Дама сидит у окна, ведь это место предназначено только для нее. Показатели шкалы символизма почти зашкаливают, а в девятой строфе достигают своего апогея:
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Воспроизведенный мотив вечности сочетается с имманентным родством двух душ (Незнакомки и Поэта). Перечислительная интонация напоминает заклинание, а изощренная звукопись сходна с симфонией.
Строки, описывающие облик Незнакомки, можно интерпретировать как чисто символистские:
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Никакой конкретики, однако, за вуалью можно рассмотреть разлет бровей («берег очарованный»), очертания губ («очарованную даль») и так далее.
Таинственный язык символизма любит, когда его отгадывают, а не трактуют напрямую, в подлинном, реалистическом смысле.
Структура стихотворения симметрична и делится на две части: в первых шести четверостишиях читателя подготавливают к встрече с Незнакомкой, а в последующих он должен узреть всю красоту непогрешимости Незнакомки. Но весь шокирующий эффект находится в тринадцатой, «дьявольской» строфе. Даже количество строф, как неотъемлемый художественный компонент, учел Александр Блок. Поэт разрушает всю гармонию, возвращаясь к лирическому герою:
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Очередная патетика и восклицательные знаки, утверждение безысходности и одиночества Поэта, который не оставит сокровищ своей души человечеству.
Не зря употреблен глагол «лежит» с его семантикой бездеятельности, ненужности. «Ты право, пьяное чудовище!» — жалостливый укор обществу, порицание его низких склонностей, сублимированный в ругань. К обществу присоединяется и таинственная Незнакомка, ведь и она неспособна исцелить от одиночества лирического героя, спасти от неминуемой бездны отчаяния.
Последняя строчка содержит в себе тот же мотив тайны, вечности. Лирический герой приходит к ужасному выводу, что одиночество — истина. Странный оптимизм, соприкасающийся с апофеозом отречения от земного. Во имя творчества лирический герой должен быть одиноким.
Александр Блок, будучи поэтом эпохи модернизма, отлучается от бренного земного существования, поскольку это мешает истинной поэзии. Стихотворение «Незнакомка» — пример подобного рода отречения, ведь Незнакомка родственная душа поэта, но все ее попытки постичь истинную сущность души поэта претерпевают неудачи, соприкасаясь с невидимыми струнами великого отчаяния. Отвергнутая Дама возносится на жертвенник искусства.
Такая интерпретация может считаться правомерной, если счесть образ Незнакомки фактом реальности, а не полетом фантазии, создавшим прекрасной и эфемерный образ. При условии, что образ Незнакомки все же есть творение духа, то последняя строфа должна интерпретироваться как последний отклик души Поэта, поскольку Незнакомка оказалась иллюзией, неспособной унять боль в сердце одинокого лирического героя.
Тема одиночества часто встречалась и в поэзии Пушкина, Лермонтова, Тютчева («Молчи, скрывайся и таи…»). В творчестве Блока отразился принцип «искусство выше жизни», который вдохновлял и обогащал дух лирического героя.
Любовь — вечная тема в поэзии, обладающая удивительной способностью по-новому раскрываться в разные эпохи, приобретая…
Поэзия — это мощное и выразительное искусство, использующее язык не только для передачи смысла, но…
В отличие от большинства современных поэтов, Пушкин владел искусством поэзии так хорошо, что сделал из…
Современная русская поэзия продолжает развиваться и оставаться частью культурного ландшафта 21 века несмотря на тяжелые…
Стихотворение "Россия" Александра Блока является ярким примером лирического произведения русского Серебряного века. В данном анализе…
Каждый человек в своей жизни, хотя бы раз, пробовал писать стихи или тексты песни. Не…