Дактиль – одна из форм стихосложения, популярная и любимая многими известными поэтами, начиная с прошлых веков и до нашего времени.
Поэтические произведения хорошо воспринимаются благодаря рифмованности стихов и их вариативности. Любители поэзии отмечают, что одни стихи звучат ритмично и легко, другие же намного сложнее в своем структурном содержании. Простота и сложность обусловлена стихотворным размером произведения.
Как и в случае с ямбом, наиболее популярным поэтическим размером, родоначальниками дактиля были греки, создавшие множество стихотворных форм, которые прижились и стали использоваться во всем мире. Если перевести слово «дактиль» с греческого, получится слово «палец». Аналогия проста: именно этот прием стихосложения похож на пальцы руки – первая фаланга самая длинная.
В самом начальном варианте структура состояла из четырех слогов, первый из которых сливался со вторым и они были ударные, а третий и четвертый гораздо короче и безударные.
В средние века форма из четырех слогов устарела, на смену ей пришел трехсложный вариант, который актуален и востребован до сегодняшнего дня.
Русская поэзия использует чаще всего трехсложный дактиль, где первый слог самый длинный и ударный, все последующие слоги без ударения.
Во время чтения таких стихов возникает ощущение спуска с горы, начальное напряжение и расслабленность в конце.
Интересный факт. В начале 20 века в молодой стране Советов появился еще один вариант дактиля, в котором ритмичность соответствовала ударам молота.
Независимо от того, учитесь ли вы писать стихи самостоятельно или анализируете поэзию других, стихотворный размер дактиль очень просто определить следующим способом:
Как и другие стихотворные размеры, дактиль делится на несколько видов в зависимости от числа употребленных в нем стоп.
Двустопный дактиль встречается в поэзии редко, поскольку строки получаются короткими, и рифмовать нужно каждое второе слово.
Фраза, разделяющаяся на короткие отрезки, читалась монотонно:
В рабстве спа|сённое
Сердце сво|бодное…
(Н. Некрасов)
За счет того, что уменьшилось количество рифмованных слов, трехстопный дактиль стал более устойчив к восприятию и приобрел популярность среди поэтов. Читая стихи, ощущаешь свободу, и хочется вздохнуть больше воздуха:
Тянутся |грёз вере|ницы,
В сердце лю|бовь и об|ман.
(В. Брюсов)
Слова разделены два раза, их можно менять местами, изменяя характер произведения, обозначая значимые моменты.
Четырехстопный дактиль — достаточно популярный стихотворный размер вообще и, возможно, самый распространенный среди всех видов дактиля.
Вырыта |заступом| яма глу|бокая;
Жизнь неве|сёлая, | жизнь оди|нокая…
(И. Никитин)
Полномерный размер стиха, четырехстопное стихосложение передает невеселое настроение, наводящее грусть и меланхолию.
Но не стоит считать, что, схема в четыре стопы подходит лишь унылым стихам с замогильными нотами.
Если расположить рифмы перекрестно, вся картина происходящего совершенно меняется:
Муж – госпо|дин красо|ты заме|чательной,
В гвардии| год прослу|живший| отечеству,
Был чело|век разбит|ной, обя|зательный,
Склонный к раз|гулу, к иг|ре, к моло|дечеству…
(Н. Некрасов)
Лермонтовская «Молитва», написанная дактилем, как нельзя хорошо передает состояние автора, его тоску и мучительные размышления. Сложно сказать, удалось бы передать настроение произведения другим стилем.
Иногда в произведениях авторы сменяют трехстопный стиль на четырехстопный, последовательность обычно стандартная (4-3,4-3), но иногда поэтами допускается произвольное чередование, результат получается очень хорошим:
Думы ли| реют тре|вожно-не|связные,
Плачет ли| сердце в гру|ди, –
Скоро по|высыплют| звёзды ал|мазные,
Жди!
(А. Фет)
Такое смешение дактилей позволяет привнести в произведение новизну, отличие от стандартных классических канонов поэзии.
Достаточно редкий вариант дактиля. Несколько длинновато для восприятия. Основная строка разделяется на два промежутка, этим выделяя смысловую паузу:
Месяц зер|кальный плы|вёт по ла|зурной пус|тыне,
Травы степ|ные у|низаны| влагой ве|черней,
Речи от|рывистей,| // сердце о|пять суе|верней,
Длинные| тени вда|ли пото|нули в лож|бине.
(А. Фет)
Очень редкий стихотворный размер, строка достаточно длинная, обязательно разделена на третьей стопе.
Как нам от|радно за|думаться // в сумерках| светлых вдво|ём!
Тень проле|тевшего| ангела // вижу во| взоре тво|ём.
(К. Бальмонт)
Более известен так называемый «гекзаметр», одна из схем шестистопного ритма, был широко использован при переводе греческих од:
Муза, ска|жи мне о| том много|опытном| муже, ко|торый,
Странствуя| долго со| дня, как свя|той Или|он им раз|рушен.
(«Одиссея», пер. В. А. Жуковского)
Стиль оды читается распевно и вдумчиво, именно так писали греки.
В русской поэзии наиболее прижился и широко рапространен трехсложный размер стихов, именно здесь удобнее всего делать акцент и ударение на первый слог.
В 18 веке одним из поэтов-распространителей нового стиля стал А.П. Сумароков, в его прочтении псалмов чувствуется свобода рифмы и формы.
Среди множества авторов-новаторов, старавшихся отойти от традиционных форм, можно вспомнить Г. Р. Державина:
Юная роза
Лишь развернула
Алый шипок…
(1795)
Поэзия 18 века широко пользовалась двухстопным дактилем, но уже в 19 веке стали использоваться более длинные размеры написания.
Наибольшему распространения дактиля в поэзии способствовал В.А. Жуковский, который широко пользовался стилем в своих балладах.
Известный русский поэт Н.А. Некрасов использовал дактиль в написаниях лирических стихов, и в больших поэмах:
Славная осень! Здоровый, ядреный,
Воздух усталые силы бодрит;
«Железная дорога»
М.Ю.Лермонтов использовал дактиль в своих произведениях, включенных в школьную программу:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною…
(«Тучи»)
Стихотворение написано поэтом четырехсложным стилем с перекрестными рифмами.
Поэты Серебряного века использовали различные дактили для самовыражения и поиска новых форм и стилей:
Звезды закрыли ресницы,
Ночь завернулась в туман.
В. Я Брюсов
Многие стихотворные произведения А.А Фета пронизаны трехсложным дактилем:
Ты говоришь: не грусти!
Я замышляю признанья.
Вот нежное произведение И. А. Бунина:
Тает, сияет луна в облаках,
Яблоня в белых, кудрявых цветах.
Зыбь облаков и мелка, и нежна,
Возле луны голубая она.
Замечательное стихотворение А.А. Ахматовой, в котором используется дактиль:
Муза-сестра заглянула в лицо,
Взгляд ее ясен и ярок.
И отняла золотое кольцо,
Первый весенний подарок.
Современная поэзия находится в постоянном поиске новых структур и форм, классические размеры используются нечасто. Поэт XXI века Данил Рудой использует дактиль в своих произведениях как составной элемент для сложной конструкции стихов:
Здравствуй, Грядущее! Свет
Нам на дорогу пролей!
«Лицейский вальс» (2005)
Подводя итоги, нужно отметить, что дактиль прекрасно прижился в современных стихотворных произведениях, стал основой для создания новых стихотворных форм и размеров.
С помощью дактиля легко создавать стихи с любыми направленностью и характером. Многие столетия он радовал любителей поэзии и не собирается сдавать позиций, потому что какие бы новые стили и формы не пришли в будущем, дактиль останется для поэтов одной из основ стихосложения.
Любовь — вечная тема в поэзии, обладающая удивительной способностью по-новому раскрываться в разные эпохи, приобретая…
Поэзия — это мощное и выразительное искусство, использующее язык не только для передачи смысла, но…
В отличие от большинства современных поэтов, Пушкин владел искусством поэзии так хорошо, что сделал из…
Современная русская поэзия продолжает развиваться и оставаться частью культурного ландшафта 21 века несмотря на тяжелые…
Стихотворение "Россия" Александра Блока является ярким примером лирического произведения русского Серебряного века. В данном анализе…
Каждый человек в своей жизни, хотя бы раз, пробовал писать стихи или тексты песни. Не…