Ямб – это наиболее распространенный классический стихотворный размер. Его ритмическая составляющая имеет определенную длительность – стопа включает безударный и ударный слоги. Второй слог всегда является ударным, данную схему можно представить так – IĬ/ IĬ/ IĬ/ IĬ.
Яркий пример использования ямба в поэзии — роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», где при помощи ритмического ударения создается некоторое давление, движение вниз. А слог без ударения, наоборот, кажется воздушным, воспаряющим к верху. Данное распределение похоже на ритм спокойного дыхания человека – вверх-вниз, поэтому оно так легко воспринимается читателями.
Стихотворный размер для любого поэтического произведения является основой и важной характеристикой. Он показывает, сколько стоп – групп слогов, отличающихся определенным ритмическим ударением, расположено в одной строке. На «простом» языке, стихотворный размер представляет собой ритмическую форму стихотворения – чередование ударных и безударных слогов в поэтическом произведении.
Наиболее простой способ, который позволит быстро определять стихотворный размер – это запоминание ритмического рисунка. Ямб является двусложными стихотворным размером, у которого четные слоги – ударные. Данная поэтическая форма пользовалась популярностью среди знаменитых поэтов, которые прибегали к ней с незапамятных времен.
Как научиться писать стихи — лучшие советы начинающим
Среди поэзии Золотого века можно обнаружить достаточно много произведений, созданных именно такими размерами. Следует заметить, что Александр Сергеевич Пушкин написал ямбом около 30 000 стихотворных строк.
Стихи написанные ямбом, различаются по следующим видам, в зависимости от количества стоп, которые используются в строке:
Ах! Анна Алексеевна,
Какой счастливый день!
Судьба моя плачевна,
Я здесь стою как пень…
М.Ю. Лермонтов «А.А. Олениной».
Цари|ца го|лосом| и взо|ром
Свой пыш|ный о|живля|ла пир,
Все, Кле|опат|ру сла|вя хо|ром,
В ней при|знава|я свой| кумир,
Шумя|, текли| к её| престо|лу,
Но вдруг| над ча|шей зо|лотой
Она заду|малась| – и до|лу
Поник|ла див|ною| главой.
А.С. Пушкин «Клеопатра».
Следует заметить, что знатным мастером четырехстопного ямба являлся Владимир Высоцкий. Данный стихотворный размер позволяет добавить в произведение легкий оттенок трагизма и комические черты, проникновенные лирические мотивы и масштабную эпику. Это прекрасный фон для глубокого философствования и размышлений;
Мой дом| везде|, где есть| небес|ный свод,
Где толь|ко слыш|ны зву|ки пе|сен,
Всё, в чём| есть иск|ра жиз|ни, в нём| живёт,
Но для| поэ|та он| не те|сен.
«Мой дом», М. Ю. Лермонтов.
Пятистопным ямбом часто пишутся русские сонеты. Плавно – торжественное, даже эпическое, течение нерифмованного пятистопника часто использовалось А.С. Пушкиным («Борис Годунов», «Вновь я посетил…»). В XIX веке использовался с цезурой после второй стопы. Цезура представляет собой ритмическую паузу, которая может разделить произведение на несколько смысловых картин:
Как изваянная, // висит во сне
С плодами ветвь // в саду моем — так низко…
В. Иванов. «В лепоту облечеся».
А! э|то сно|ва ты|. Не от|роком| влюблён|ным,
Но му|жем дер|зостным|, суро|вым, не|преклон|ным
Ты в э|тот дом| вошёл| и на| меня| глядишь.
Страшна| моей| душе| предгро|зова|я тишь.
«А! Это снова ты. Не отроком влюблённым…» Анна Ахматова;
Его основной спецификой является открытость, многогранность и разносторонность. Рассматривая любой основной период развития русской поэзии, можно обнаружить, что ямбический метр успешно применялся авторами во все времена и по сей день не потерял своей актуальности.
В XVIII столетии он пришел в русскую литературу, пройдя долгий путь. Впервые данный стиль начал впервые использоваться в одической поэзии. Известный мастер ода Г.Р. Державин высоко ценил весьма увесистый и тяжелый шестистопный ямб.
В баснях И.А. Крылова в конце XVIII столетия на смену ему пришел вольный ямб. А под мастерским пером А.С. Пушкина ямб был немного переделан.
Четырехстопный ямб — это коронный стиль поэзии А.С. Пушкина, на основе которого он создал множество стихотворений, к примеру, повесть в стихах «Евгений Онегин» или поэма «Полтава».
Даже известный экспериментатор В.В. Маяковский при создании своих произведений пользовался ямбом. Поэт часто объединял различные стихотворные размеры в одной строке, что позволяло создавать уникальные звуковые эффекты, однако в стихотворении «А вы могли бы?» он безукоризненно верен ямбу:
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
На основе пятистопного ямба в XIX – XX веках создавались глубокие драматические и лирические произведения. Стихи написанные ямбом, способны передать полифонию чувств, ропот толпы или одинокий голос.
В поэзии XXI века ямбические формы также не теряют своей актуальности. Современные русские поэты широко используют их в своем творчестве:
Восста|ла на| людей| приро|да,
Как со|общил| прокля|тый я|щик.
Растёт| двуо|кись уг|леро|да,
И ё|жики| не впа|ли в спяч|ку.
«Крещенский романс 2007», В. О. Емелин.
Пусть и не всегда строгое, следование размеру поэтического произведения делает его запоминающимся для читателей, складным и приятным для чтения. А главное, позволяет не просто донести до людей мысль автора, а тонко ее прочувствовать, при помощи особой ритмики, лиричности и неторопливости.
Современные поэты продолжают славную трацию ямба в своих стихотворениях и по сей день. Здесь опубликованы стихи Данила Рудого, написанные ямбом.
Любовь — вечная тема в поэзии, обладающая удивительной способностью по-новому раскрываться в разные эпохи, приобретая…
Поэзия — это мощное и выразительное искусство, использующее язык не только для передачи смысла, но…
В отличие от большинства современных поэтов, Пушкин владел искусством поэзии так хорошо, что сделал из…
Современная русская поэзия продолжает развиваться и оставаться частью культурного ландшафта 21 века несмотря на тяжелые…
Стихотворение "Россия" Александра Блока является ярким примером лирического произведения русского Серебряного века. В данном анализе…
Каждый человек в своей жизни, хотя бы раз, пробовал писать стихи или тексты песни. Не…