29 апреля, 2024
как читать стихи наизусть без страха перед аудиторией

Как читать стихи на конкурсе чтецов

Статья рассказывает, как читать стихи на конкурсе чтецов, и как повысить общий уровень подачи информации для любой аудитории.

Большинство из вас проходило такую ступень, как студенчество: веселье, приключения, прогулки с друзьями, посвящение стихов о любви и… лекции. Сколько раз вы засыпали на них или просто не воспринимали слова преподавателя? Нет, не всегда это было связано с ним, возможно, виной была бессонная ночь перед первой парой, но, зачастую вы слышали нудную бубнёжку. Так как любому человеку привлечь к себе внимание целой аудитории и не терять его в течение своего выступления? С помощью этих простых советов вы не только подготовитесь к конкурсу чтецов стихов, но и научитесь эффективному донесению информации для слушателей вообще.

Как читать стихи и подавать другую информацию слушателям

Для эффективного прочтения стихотворения на публике, или подачи другой информации, необходимо учитывать следующие пункты:

  1. Погружение в историю.
  2. Выделение главных слов в предложении.
  3. Паузы.
  4. Жесты и мимика.
  5. Зрительный контакт.

Разберем эти кирпичики, мостящие дорогу на пути к эффективной подаче стихотворного и лекционного материала, поочередно.

Погружение в историю

Погружение в историю – это, в каком-то смысле, приобщение к тому, о чём идёт вообще речь. То есть, если вы читаете «Слово о полку Игореве», то вам нужно вспомнить, а какие события в этот момент происходили на Руси и что чувствовал народ, чтобы точнее передать мысль автора: первоначальная победа над половцами обернулась ужасным поражением в ходе главного сражения. То есть, если взять эту мысль, получается, что начинать этот стих стоит с положительным настроем, а, подходя к развязке(концу), выложить все тягостные переживания героев.

Выделение ключевых слов

Выделение ключевых слов в предложении — это, зачастую, банальное соблюдение правил синтаксиса. То есть как образуется самое простое предложение? С помощью подлежащего(кто?) и сказуемого (Что сделал?): «Ученик пришёл». Здесь оба слова являются главными. Однако, в литературе, особенно в классической, таких простых предложений практически не найти. Поэтому там акцентов на одно предложение может быть больше, чем два. И попадать они будут не всегда на подлежащее и сказуемое. К примеру: «У лукоморья дуб зелёный» — ключевым словом будет являться «дуб», но и его цвет тоже следует подчеркнуть: «зелёный». «Златая цепь на дубе том» — здесь главным слово остаётся подлежащее «цепь». «И днём, и ночью кот учёный» — главные слова «кот учёный», поскольку где вы видели учёного кота? Правильно – поэтому этот парадокс следует выделить из общего контекста. «Всё ходит по цепи кругом» — «ходит»(что делает – выделяем) и «кругом»(как он это делает – тоже выделяем).

Как читать стихи с паузами

«Окантовка» паузой какого-то одного слова в предложении, как это ни странно, может сыграть ключевую роль во всём тексте. Вспомните запись Левитана: «Внимание. Говорит Москва.» — и за эти три слова ты почти весь погружаешься в то время и осознаёшь, что сейчас будет сообщено что-то очень важное, хотя это были всего три слова, отделённые небольшой паузой. Кстати, в большинстве случаев хватает и тех знаков препинания, которые оставил вам автор, и только если вы уже «прониклись историей» и чувствуете, что в каком-то месте запятая не нужна, то вы её опускаете и движетесь вперёд, произнося этот отрезок без остановки:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;

— после слова «ещё», запятая ставится, по правилу пунктуации, но вот при прочтении лучше её опустить, чтобы передать полноту, переизбыток чувств.

Жесты и мимика при прочтении стихов наизусть

По мнению психологов, более половины информации мы доносим до собеседника с помощью языка мимики и жестов. Так что не пользоваться таким мощным инструментом, как руки – это, как минимум, не продуктивно. Но, не следует забывать, что руки должны находиться на уровне не ниже и не выше туловища. Почему так? Ответ на этот вопрос очень прост: вспомните, как произносил свои речи вождь немцев – громкие, цепляющие лозунги, мощная внутренняя энергия, которая вдохновляла целые толпы на свершения чуть ли не планетарных масштабов, но, при этом, вспомните жестикуляцию, и , в особенности, нацистское приветствие – вся рука находится выше туловища – это манера подавляющего поведения, то есть в этот момент человек чувствует, на подсознательном уровне, какую-то угрозу, или призыв к действию. С другой стороны, постоянно держать руки внизу – это тоже не пойдёт вам на руку. Слышали выражение «Руки опускаются»? Так вот это тоже воспринимается «на подкорке», но только уже как будто вы сдались и не нужно вас слушать и, тем более, что-то запоминать из вашей речи.

Зрительный контакт

Зрительный контакт создает доверие. Вы, наверняка знаете, что, если человек не смотрит вам в глаза, то, скорее всего он врёт. Так что зрительный контакт – это способ показать слушателю, что вы не врёте, говоря об одном или другом аспекте вашего рассказа. Поэтому старайтесь по максимуму наладить это общение со слушателями – и он будет стараться ответить вам своим вниманием и сосредоточенностью.

Так что, начав читать «с душой», подкрепляя это зрительным контактом, не забывая выделять то, на что особенно стоит обратить внимание и останавливаясь в нужных местах, одновременно с этим дополняя свою речь языком мимики и жестов вы, скорее всего, достигнете своей цели – ваш слушатель услышит и поймёт всё то, что вы хотели до него донести.

Теперь, когда вы узнали, как читать стихи и эффективно доносить до слушателей другую информацию, самое время поделиться своими впечатлениями в комментариях!