29 апреля, 2024
Стихотворная рифма

Стихосложение и стихотворная рифма

Каждый человек в своей жизни, хотя бы раз, пробовал писать стихи или тексты песни. Не важно, что побудило к такому действию: хорошее настроение, влюбленность, необходимость поздравить близкого или попытка вырасти в собственных глазах. Хорошо, если человек литературно одарен: в таком случае, особых проблем не возникнет. Но чаще попытка пойти по стопам классических или современных поэтов заканчивается провалом, и стихи получаются пресными, лишенными красивых оборотов, ритма, рифмы, а зачастую и смысла. Понять основы стихосложения и исправить ситуацию к лучшему поможет наша статья!

Стихотворный сюжет

Сюжет — это первое, в чем необходимо разобраться начинающему поэту. Нельзя написать красивое, запоминающееся стихотворение, если в нем отсутствуют логические начало (завязка), середина (кульминация) и концовка (развязка). Любой текст – это, прежде всего, связная история, поэтому прежде, чем браться за перо, подумайте, о чем вы собираетесь писать, и будет ли это интересно читателю. Писать в стол – традиционный удел бездарей и гениев элитарной культуры, но если вы предпочитаете массовую культуру, вы должны дать толпе то, что она хочет. Чтобы писать стихи было легче, наметьте для себя определенные слова-ориентиры: например, для любовной лирики это могут быть «страсть», «головокружительный» и «безумно», а для философской элегии больше подойдут «печаль», «богобоязненно» и «Кьеркегор».

С точки зрения развития сюжета, не существует какого-то одного оптимального решения. Кому-то проще начинать стихотворение с последнего четверостишия, для кого-то удобнее отталкиваться от середины, а кто-то пишет стихи последовательно, от первой до последней строчки. Принципиальной разницы нет, главное — использовать подход, который наиболее удобен именно вам.

Стихотворная рифма

Когда сюжет готов и жаждет превратиться в поэтический шедевр, время определиться со стихотворной рифмой. Самые популярные виды рифмы приведены ниже, но если вы никак не можете определиться, позвольте строчкам лечь в четверостишия самостоятельно. Ни в коем случае не стоит насиловать душу, пытаясь загнать слова в определенный шаблон: скорее всего у вас все равно не выйдет ничего путного, а стихотворение превратится в банальную свалку рифмовок.

Смежная рифма (ААВВ)

Смежная рифма — одна из самых простых. При смежной рифме сначала рифмуются первые и вторые строки, затем третьи и четвертые, и так далее.

Пример смежной рифмы:

В подземелье, укрытом пластами земли,
В вечном мраке штабисты сидят на мели.
В зале бункера сумрачный, сдержанный свет;
В нём видны все вопросы – не виден ответ.

Перекрестная рифма (АВАВ)

Перекрестная рифма — еще один проверенный выход для новичка. При перекрестной рифме первая строчка каждого четверостишия рифмуется с третьей, а вторая — с четвертой.

Пример перекрестной рифмы:

Мы знакомы давно: нас друг другу представил апрель:
Мы вдвоем были так одиноки в толпе суетливой.
Тотчас мысли мои опьянил поэтический хмель,
Ваш божественный лик озарился улыбкой счастливой.

Кольцевая рифма (АВВА)

Кольцевая рифма немного сложнее смежной и перекрестной, но также интуитивно понятна. При кольцевой рифме первая строка четверостишия рифмуется с четвертой, а вторая — с третьей.

Пример кольцевой рифмы:

Вперёд, душа моя, вперёд!
В твоих руках грядущий вечер!
Набрось скорее тонкий плащ на плечи
И устремляйся в свой полёт!

Холостая (АВСВ), гиперхолостая (АВСА) и смешанная рифма

Холостая рифма еще проще чем первые две, но используется реже и вряд ли подойдет матерым перфекционистам. При холостой рифме первая и третья строчка не рифмуются вообще.

Гиперхолостая рифма похожа на холостую, однако при ней не рифмуются только вторые и четвертые строчки.

Смешанная рифма позволяет рифмовать строки в произвольном порядке и потому особенно любима начинающими стихоплетами. При смешанной рифме можно комбинировать любые способы рифмовки, поэтому результат часто получается весьма необычным.

Лимерик (ААВВА)

Строго говоря, лимерик является самостоятельным жанром поэзии. Лимерик — это пятистишие, где третья и четвертая строка, имеют меньшее количество слогов, чем все остальные.

Пример лимерика:

Хорошая девочка Таня
Любила лежать на диване,
Мечтать в одиночку,
Сердечную точку
Готовя к чреде испытаний.

Рубаи (ААВА)

Рубаи — это простой, но любопытный способ рифмовки, изобретение которого приписывают Омару Хайяму, хотя достоверно установить, писал ли он стихи, невозможно. Лучше всего рубаи подходит для философских четверостиший, выражающих житейскую мудрость.

Пример рубаи:

Не завидуй тому, кто силен и богат,
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вдоху,
Обращайся, как с данной тебе напрокат.

Концовка (развязка)

Если стихотворение подходит к концу, вы соблюли идеальный размер и рифму, подобрали необходимые слова, которые заставят рыдать от эмоций даже скалистый утес, главное, не испортить работу слабой концовкой (развязкой). Концовка является самой ответственной частью любого произведения, поскольку именно она определяет отношение публики (по крайней мере, тех, кто дочитает или досмотрит до конца). Развязка должна быть глубокой и заставлять читателя продолжать размышлять над вашим стихотворением и после того, как оно прочитано. Завершите творение так, чтобы возникло желание перечитать стихотворение с самого начала, даже если это потребует серьезных усилий: они окупятся с лихвой, заставив читателей с нетерпением ждать ваших новых произведений.

Успехов и удачи всем, кто встал на волшебный путь пера и рифмы!