20 июля, 2024
Ямб - пример стихотворения, написанного ямбом

Ямб – стихотворный размер и примеры

Ямб – это наиболее распространенный классический стихотворный размер. Его ритмическая составляющая имеет определенную длительность – стопа включает безударный и ударный слоги. Второй слог всегда является ударным, данную схему можно представить так – IĬ/ IĬ/ IĬ/ IĬ.


Яркий пример использования ямба в поэзии — роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», где при помощи ритмического ударения создается некоторое давление, движение вниз. А слог без ударения, наоборот, кажется воздушным, воспаряющим к верху. Данное распределение похоже на ритм спокойного дыхания человека – вверх-вниз, поэтому оно так легко воспринимается читателями.

Ямб как стихотворный размер

Стихотворный размер для любого поэтического произведения является основой и важной характеристикой. Он показывает, сколько стоп – групп слогов, отличающихся определенным ритмическим ударением, расположено в одной строке. На «простом» языке, стихотворный размер представляет собой ритмическую форму стихотворения – чередование ударных и безударных слогов в поэтическом произведении.

Наиболее простой способ, который позволит быстро определять стихотворный размер – это запоминание ритмического рисунка. Ямб является двусложными стихотворным размером, у которого четные слоги – ударные. Данная поэтическая форма пользовалась популярностью среди знаменитых поэтов, которые прибегали к ней с незапамятных времен.

Как научиться писать стихи — лучшие советы начинающим

Среди поэзии Золотого века можно обнаружить достаточно много произведений, созданных именно такими размерами. Следует заметить, что Александр Сергеевич Пушкин написал ямбом около 30 000 стихотворных строк.

Виды и примеры ямба

Стихи написанные ямбом, различаются по следующим видам, в зависимости от количества стоп, которые используются в строке:

    • Двухстопный ямб. Короткие строки тяжело рифмовать так, чтобы они содержали определенный смысл, поэтому данный вид встречается редко из-за своей сложности. Стихотворение А.С. Пушкина «Адели» может являться весьма ярким примером, где читатель ощущает прерывистое дыхание, виртуозность и изящество;
Оттенок ультрамарина - стихи о любви и жизни Данила Рудого
Купить книгу в Интернет-магазине
  • Трехстопный ямб. Он, также, является редким и наиболее часто используется в детских стихотворениях, как и двустопный ямб. Его легкое восприятие для слуха, относительная краткость и хорошая сочетаемость с сатирическим или шуточным посылом были по достоинству оценены известными поэтами:

Ах! Анна Алексеевна,
Какой счастливый день!
Судьба моя плачевна,
Я здесь стою как пень…

                                                 М.Ю. Лермонтов «А.А. Олениной».

  • Четырехстопный ямб. Этот средний по длине размер обладает богатой ритмикой. Множество произведений в мировой и русской поэзии написаны с использованием четырехстопного ямба, который дает массу невероятных эмоциональных сочетаний – от проникновенного лиризма до широчайшей эпики:

Цари|ца го|лосом| и взо|ром
Свой пыш|ный о|живля|ла пир,
Все, Кле|опат|ру сла|вя хо|ром,
В ней при|знава|я свой| кумир,
Шумя|, текли| к её| престо|лу,
Но вдруг| над ча|шей зо|лотой
Она заду|малась| – и до|лу
Поник|ла див|ною| главой.

                                      А.С. Пушкин «Клеопатра».

Следует заметить, что знатным мастером четырехстопного ямба являлся Владимир Высоцкий. Данный стихотворный размер позволяет добавить в произведение легкий оттенок трагизма и комические черты, проникновенные лирические мотивы и масштабную эпику. Это прекрасный фон для глубокого философствования и размышлений;

  • Пятистопный ямб. В русских поэтических мотивах он встречается весьма часто, принимая самые разнообразные формы:

Мой дом| везде|, где есть| небес|ный свод,
Где толь|ко слыш|ны зву|ки пе|сен,
Всё, в чём| есть иск|ра жиз|ни, в нём| живёт,
Но для| поэ|та он| не те|сен.

«Мой дом», М. Ю. Лермонтов.

Пятистопным ямбом часто пишутся русские сонеты. Плавно – торжественное, даже эпическое, течение нерифмованного пятистопника часто использовалось А.С. Пушкиным («Борис Годунов», «Вновь я посетил…»). В XIX веке использовался с цезурой после второй стопы. Цезура представляет собой ритмическую паузу, которая может разделить произведение на несколько смысловых картин:

Как изваянная, // висит во сне
С плодами ветвь // в саду моем — так низко…

В. Иванов. «В лепоту облечеся».

  • Шестистопный ямб. Данный стихотворный размер часто дополнен цезурой, которая делит его на полустишия. Основной причиной ограниченного ритмического разнообразия шестистопного ямба выступает некоторая медлительность. Его основными признаками являются некоторая тягучесть, глубокая дума, неторопливый ритм дыхания и лиричность:

А! э|то сно|ва ты|. Не от|роком| влюблён|ным,
Но му|жем дер|зостным|, суро|вым, не|преклон|ным
Ты в э|тот дом| вошёл| и на| меня| глядишь.
Страшна| моей| душе| предгро|зова|я тишь.

«А! Это снова ты. Не отроком влюблённым…» Анна Ахматова;

  • Разностопный ямб. Разностопному ямбу присуще закономерное чередование длинных и коротких строк, с различным количеством стоп. Это позволяет добиться контрастного сочетания двух различных ритмов, когда тяжкое движение сможет резко смениться легким ритмом коротких строк.
  • Вольный ямб. Он широко представлен в русских баснях, где длинные и короткие строки произвольно чередуются. Разностопный ямб от вольного отличается более предсказуемая и четкая организация строк, где можно заметить различное количество стоп.

Ямб в русской литературе

Его основной спецификой является открытость, многогранность и разносторонность. Рассматривая любой основной период развития русской поэзии, можно обнаружить, что ямбический метр успешно применялся авторами во все времена и по сей день не потерял своей актуальности.

В XVIII столетии он пришел в русскую литературу, пройдя долгий путь. Впервые данный стиль начал впервые использоваться в одической поэзии. Известный мастер ода Г.Р. Державин высоко ценил весьма увесистый и тяжелый шестистопный ямб.

Как читать стихи

В баснях И.А. Крылова в конце XVIII столетия на смену ему пришел вольный ямб. А под мастерским пером А.С. Пушкина ямб был немного переделан.

Четырехстопный ямб — это коронный стиль поэзии А.С. Пушкина, на основе которого он создал множество стихотворений, к примеру, повесть в стихах «Евгений Онегин» или поэма «Полтава».

Даже известный экспериментатор В.В. Маяковский при создании своих произведений пользовался ямбом. Поэт часто объединял различные стихотворные размеры в одной строке, что позволяло создавать уникальные звуковые эффекты, однако в стихотворении «А вы могли бы?» он безукоризненно верен ямбу:

А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

На основе пятистопного ямба в XIX – XX веках создавались глубокие драматические и лирические произведения. Стихи написанные ямбом, способны передать полифонию чувств, ропот толпы или одинокий голос.

В поэзии XXI века ямбические формы также не теряют своей актуальности. Современные русские поэты широко используют их в своем творчестве:

Восста|ла на| людей| приро|да,
Как со|общил| прокля|тый я|щик.
Растёт| двуо|кись уг|леро|да,
И ё|жики| не впа|ли в спяч|ку.

«Крещенский романс 2007», В. О. Емелин.

Пусть и не всегда строгое, следование размеру поэтического произведения делает его запоминающимся для читателей, складным и приятным для чтения. А главное, позволяет не просто донести до людей мысль автора, а тонко ее прочувствовать, при помощи особой ритмики, лиричности и неторопливости.

Ямб в русской поэзии XXI века

Современные поэты продолжают славную трацию ямба в своих стихотворениях и по сей день. Здесь опубликованы стихи Данила Рудого, написанные ямбом.