28 января, 2024
Александр Блок. "Незнакомка". Анализ стихотворения.

Анализ стихотворения «Незнакомка» Александра Блока

Анализ стихотворения «Незнакомка» Александра Блока. Литературоведческий анализ, в котором разбираются тема, идея, история и причины создания произведения; приводятся цитаты из текста. Данный анализ поможет глубже понять лирику Блока и лучше подготовиться к школьному уроку или семинарскому занятию.

Находясь под влиянием символизма, Александр Блок посвятил множество стихотворений теме одиночества. Лирический герой Блока в стихотворении «Незнакомка» (1906 г.) одинок, бездеятелен и равнодушен. Он отшельник, страдающий раздвоенностью души, которая истерзана земной жизнью.

Анализ стихотворения «Незнакомка» Александра Блока

В начале стихотворения Блок рисует обыденную картину, которая потрясает своей глубиной и реалистичностью. С одной стороны, пред нами всплывает звуковой фон: детский плач, пьяные окрики, женский визг, скрип уключин — все это порождает тлетворный дух. С другой стороны, возникает и зрительный фон: пыль, рекламная вывеска булочной, шлагбаумы — все это способствует описанию быта обывателей, которые обременены лишь земными заботами. Однообразие происходящего и его безысходность подчеркивается дважды повторяющимся глаголом: «раздается детский плач», «раздается женский визг». Образ солнца опущен до бессмысленно кривящегося диска, который только и нужен, чтобы соответствовать пошлости и безумию происходящего.

Лирический герой ко всему имманентно непричастен и равнодушен, что свидетельствует об одиночестве. Мотив отрешенности усугубляется в пятой строфе, когда единственный друг, который схож в эмоциональном и психическом плане с лирическим героем, оказывается лишь отражением в стакане вина. Образ вина — символический, подчеркивающий мотив тайны.

Шестая строфа проникнута антипатией, презрением лирического героя к миру обывателей. Лакеи «торчат», а глаза пьяниц сравниваются с глазами кроликов, тем самым подчеркивая их животную сущность. Латинское изречение, произносимое пьяницами, еще раз говорит об их ничтожестве, поскольку настолько возвышенная фраза произносится пошлыми и законченными людьми.

Образ Незнакомки в стихотворении

Появление Незнакомки овеяно эфемерностью, что, опять же, говорит о раздвоенности. Образ Незнакомки не содержит никакого конкретного описания, а допускается лишь тогда, когда структура для появления Незнакомки полностью разработана.

Незнакомка — аристократка, которая всегда без сопровождения (мотив одиночества). Ее образ туманен и овеян духами. Она проходит мимо пьяных, будто они лишь столики, невещественные элементы ресторана. Дама сидит у окна, ведь это место предназначено только для нее. Показатели шкалы символизма почти зашкаливают, а в девятой строфе достигают своего апогея:

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

Воспроизведенный мотив вечности сочетается с имманентным родством двух душ (Незнакомки и Поэта). Перечислительная интонация напоминает заклинание, а изощренная звукопись сходна с симфонией.

Строки, описывающие облик Незнакомки, можно интерпретировать как чисто символистские:

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Никакой конкретики, однако, за вуалью можно рассмотреть разлет бровей («берег очарованный»), очертания губ («очарованную даль») и так далее.

Таинственный язык символизма любит, когда его отгадывают, а не трактуют напрямую, в подлинном, реалистическом смысле.

Структура стихотворения «Незнакомка»

Структура стихотворения симметрична и делится на две части: в первых шести четверостишиях читателя подготавливают к встрече с Незнакомкой, а в последующих он должен узреть всю красоту непогрешимости Незнакомки. Но весь шокирующий эффект находится в тринадцатой, «дьявольской» строфе. Даже количество строф, как неотъемлемый художественный компонент, учел Александр Блок. Поэт разрушает всю гармонию, возвращаясь к лирическому герою:

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Очередная патетика и восклицательные знаки, утверждение безысходности и одиночества Поэта, который не оставит сокровищ своей души человечеству.

Не зря употреблен глагол «лежит» с его семантикой бездеятельности, ненужности. «Ты право, пьяное чудовище!» — жалостливый укор обществу, порицание его низких склонностей, сублимированный в ругань. К обществу присоединяется и таинственная Незнакомка, ведь и она неспособна исцелить от одиночества лирического героя, спасти от неминуемой бездны отчаяния.

Последняя строчка содержит в себе тот же мотив тайны, вечности. Лирический герой приходит к ужасному выводу, что одиночество — истина. Странный оптимизм, соприкасающийся с апофеозом отречения от земного. Во имя творчества лирический герой должен быть одиноким.

Аналитическая интерпретация стихотворения

Александр Блок, будучи поэтом эпохи модернизма, отлучается от бренного земного существования, поскольку это мешает истинной поэзии. Стихотворение «Незнакомка» — пример подобного рода отречения, ведь Незнакомка родственная душа поэта, но все ее попытки постичь истинную сущность души поэта претерпевают неудачи, соприкасаясь с невидимыми струнами великого отчаяния. Отвергнутая Дама возносится на жертвенник искусства.

Такая интерпретация может считаться правомерной, если счесть образ Незнакомки фактом реальности, а не полетом фантазии, создавшим прекрасной и эфемерный образ. При условии, что образ Незнакомки все же есть творение духа, то последняя строфа должна интерпретироваться как последний отклик души Поэта, поскольку Незнакомка оказалась иллюзией, неспособной унять боль в сердце одинокого лирического героя.

Тема одиночества часто встречалась и в поэзии Пушкина, Лермонтова, Тютчева («Молчи, скрывайся и таи…»). В творчестве Блока отразился принцип «искусство выше жизни», который вдохновлял и обогащал дух лирического героя.

Стихи для всех