Дактиль – одна из форм стихосложения, популярная и любимая многими известными поэтами, начиная с прошлых веков и до нашего времени.
Поэтические произведения хорошо воспринимаются благодаря рифмованности стихов и их вариативности. Любители поэзии отмечают, что одни стихи звучат ритмично и легко, другие же намного сложнее в своем структурном содержании. Простота и сложность обусловлена стихотворным размером произведения.
Дактиль – происхождение и история
Как и в случае с ямбом, наиболее популярным поэтическим размером, родоначальниками дактиля были греки, создавшие множество стихотворных форм, которые прижились и стали использоваться во всем мире. Если перевести слово «дактиль» с греческого, получится слово «палец». Аналогия проста: именно этот прием стихосложения похож на пальцы руки – первая фаланга самая длинная.
В самом начальном варианте структура состояла из четырех слогов, первый из которых сливался со вторым и они были ударные, а третий и четвертый гораздо короче и безударные.
В средние века форма из четырех слогов устарела, на смену ей пришел трехсложный вариант, который актуален и востребован до сегодняшнего дня.
Русская поэзия использует чаще всего трехсложный дактиль, где первый слог самый длинный и ударный, все последующие слоги без ударения.
Во время чтения таких стихов возникает ощущение спуска с горы, начальное напряжение и расслабленность в конце.
Интересный факт. В начале 20 века в молодой стране Советов появился еще один вариант дактиля, в котором ритмичность соответствовала ударам молота.
Как определить, что стихотворение написано дактилем?
Независимо от того, учитесь ли вы писать стихи самостоятельно или анализируете поэзию других, стихотворный размер дактиль очень просто определить следующим способом:
- выписать две строчки произведения;
- определить и отметить все гласные звуки;
- прочесть вслух для определения ударных слогов;
- отметить для себя, через сколько слогов идет повтор ударения. В случае дактиля ударным будет каждый третий слог.
Дактиль и его разновидности
Как и другие стихотворные размеры, дактиль делится на несколько видов в зависимости от числа употребленных в нем стоп.
Двухстопный дактиль
Двустопный дактиль встречается в поэзии редко, поскольку строки получаются короткими, и рифмовать нужно каждое второе слово.
Фраза, разделяющаяся на короткие отрезки, читалась монотонно:
В рабстве спа|сённое
Сердце сво|бодное…
(Н. Некрасов)
Трехстопный дактиль
За счет того, что уменьшилось количество рифмованных слов, трехстопный дактиль стал более устойчив к восприятию и приобрел популярность среди поэтов. Читая стихи, ощущаешь свободу, и хочется вздохнуть больше воздуха:
Тянутся |грёз вере|ницы,
В сердце лю|бовь и об|ман.
(В. Брюсов)
Слова разделены два раза, их можно менять местами, изменяя характер произведения, обозначая значимые моменты.
Четырехстопный дактиль
Четырехстопный дактиль — достаточно популярный стихотворный размер вообще и, возможно, самый распространенный среди всех видов дактиля.
Вырыта |заступом| яма глу|бокая;
Жизнь неве|сёлая, | жизнь оди|нокая…
(И. Никитин)
Полномерный размер стиха, четырехстопное стихосложение передает невеселое настроение, наводящее грусть и меланхолию.
Но не стоит считать, что, схема в четыре стопы подходит лишь унылым стихам с замогильными нотами.
Если расположить рифмы перекрестно, вся картина происходящего совершенно меняется:
Муж – госпо|дин красо|ты заме|чательной,
В гвардии| год прослу|живший| отечеству,
Был чело|век разбит|ной, обя|зательный,
Склонный к раз|гулу, к иг|ре, к моло|дечеству…
(Н. Некрасов)
Лермонтовская «Молитва», написанная дактилем, как нельзя хорошо передает состояние автора, его тоску и мучительные размышления. Сложно сказать, удалось бы передать настроение произведения другим стилем.
Иногда в произведениях авторы сменяют трехстопный стиль на четырехстопный, последовательность обычно стандартная (4-3,4-3), но иногда поэтами допускается произвольное чередование, результат получается очень хорошим:
Думы ли| реют тре|вожно-не|связные,
Плачет ли| сердце в гру|ди, –
Скоро по|высыплют| звёзды ал|мазные,
Жди!
(А. Фет)
Такое смешение дактилей позволяет привнести в произведение новизну, отличие от стандартных классических канонов поэзии.
Пятистопный дактиль
Достаточно редкий вариант дактиля. Несколько длинновато для восприятия. Основная строка разделяется на два промежутка, этим выделяя смысловую паузу:
Месяц зер|кальный плы|вёт по ла|зурной пус|тыне,
Травы степ|ные у|низаны| влагой ве|черней,
Речи от|рывистей,| // сердце о|пять суе|верней,
Длинные| тени вда|ли пото|нули в лож|бине.
(А. Фет)
Шестистопный дактиль
Очень редкий стихотворный размер, строка достаточно длинная, обязательно разделена на третьей стопе.
Как нам от|радно за|думаться // в сумерках| светлых вдво|ём!
Тень проле|тевшего| ангела // вижу во| взоре тво|ём.
(К. Бальмонт)
Более известен так называемый «гекзаметр», одна из схем шестистопного ритма, был широко использован при переводе греческих од:
Муза, ска|жи мне о| том много|опытном| муже, ко|торый,
Странствуя| долго со| дня, как свя|той Или|он им раз|рушен.
(«Одиссея», пер. В. А. Жуковского)
Стиль оды читается распевно и вдумчиво, именно так писали греки.
Дактиль в стихах русских поэтов
В русской поэзии наиболее прижился и широко рапространен трехсложный размер стихов, именно здесь удобнее всего делать акцент и ударение на первый слог.
В 18 веке одним из поэтов-распространителей нового стиля стал А.П. Сумароков, в его прочтении псалмов чувствуется свобода рифмы и формы.
Среди множества авторов-новаторов, старавшихся отойти от традиционных форм, можно вспомнить Г. Р. Державина:
Юная роза
Лишь развернула
Алый шипок…
(1795)
Поэзия 18 века широко пользовалась двухстопным дактилем, но уже в 19 веке стали использоваться более длинные размеры написания.
Наибольшему распространения дактиля в поэзии способствовал В.А. Жуковский, который широко пользовался стилем в своих балладах.
Известный русский поэт Н.А. Некрасов использовал дактиль в написаниях лирических стихов, и в больших поэмах:
Славная осень! Здоровый, ядреный,
Воздух усталые силы бодрит;
«Железная дорога»
М.Ю.Лермонтов использовал дактиль в своих произведениях, включенных в школьную программу:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною…
(«Тучи»)
Стихотворение написано поэтом четырехсложным стилем с перекрестными рифмами.
Поэты Серебряного века использовали различные дактили для самовыражения и поиска новых форм и стилей:
Звезды закрыли ресницы,
Ночь завернулась в туман.
В. Я Брюсов
Многие стихотворные произведения А.А Фета пронизаны трехсложным дактилем:
Ты говоришь: не грусти!
Я замышляю признанья.
Вот нежное произведение И. А. Бунина:
Тает, сияет луна в облаках,
Яблоня в белых, кудрявых цветах.
Зыбь облаков и мелка, и нежна,
Возле луны голубая она.
Замечательное стихотворение А.А. Ахматовой, в котором используется дактиль:
Муза-сестра заглянула в лицо,
Взгляд ее ясен и ярок.
И отняла золотое кольцо,
Первый весенний подарок.
Дактиль в поэзии нового времени
Современная поэзия находится в постоянном поиске новых структур и форм, классические размеры используются нечасто. Поэт XXI века Данил Рудой использует дактиль в своих произведениях как составной элемент для сложной конструкции стихов:
Здравствуй, Грядущее! Свет
Нам на дорогу пролей!
«Лицейский вальс» (2005)
Подводя итоги, нужно отметить, что дактиль прекрасно прижился в современных стихотворных произведениях, стал основой для создания новых стихотворных форм и размеров.
С помощью дактиля легко создавать стихи с любыми направленностью и характером. Многие столетия он радовал любителей поэзии и не собирается сдавать позиций, потому что какие бы новые стили и формы не пришли в будущем, дактиль останется для поэтов одной из основ стихосложения.