В отличие от большинства современных поэтов, Пушкин владел искусством поэзии так хорошо, что сделал из древнейшей устной формы самовыражения средство для исследования и познания окружающего мира. Поэзия Пушкина неотделима от его жизни и его личности, ведь она является инструментом, с помощью которого он осмысливал собственное существование. В данной статье мы попытаемся разобраться в теме поэта и поэзии в лирике Пушкина, понять его взгляд на роль поэта в обществе и значимость самой поэзии.
Роль поэта в лирике Пушкина
Не льсти себе бессмертием, поэт!
Твоя душа, что вложена в творенья,
Умрет с тобою вместе, без сомненья,
Когда в глазах погаснет жизни свет.
Д. Рудой — «Поэтам»
В лирике Пушкина роль поэта занимает особое место. Во-первых, нередко поэт предстает в качестве автобиографического персонажа, через которого Пушкин передает свои личные чувства, мысли и переживания. Пушкин изображает себя в роли наблюдателя, размышляющего над миром, и в то же время как участника этих событий, ощущающего весь спектр человеческих эмоций.
Во-вторых, в произведениях Пушкина существует образ «поэт-героя». Это литературная фигура-протагонист, которая, несмотря на свою независимость, играет важную роль в жизни общества, занимая место между людьми и высшими идеями, которые они в лучшем случае могут осознавать лишь частично.
Наконец, Пушкин активно размышляет об обязанностях поэта перед обществом. Он видит в поэте не просто художника, но и пастыря, способного вдохновлять, воспитывать и направлять человечество. В этом смысле его взгляды нередко отражают идеи романтизма, с его упором на важность индивидуальности, чувственности и духовного самовыражения.
Например, в стихотворении «Пророк» Пушкин рассказывает о преображении простого смертного в вестника божественной истины. Это отчасти отражает его собственное понимание роли поэта как проводника высших идеалов и истин. Поэт, в его понимании, буквально обязан пробудить в людях высшие эмоции своим творчеством и талантом, раскрыв их души навстречу красоте и истине:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
В «Песне о вещем Олеге» Пушкин снова обращается к образу пророка, но теперь в контексте власти поэзии над временем как таковым. Поэт-пророк обладает способностью видеть будущее и описывать его в своих произведениях. Это демонстрирует не только его роль в качестве проводника мудрости, но и ту важную функцию, которую поэзия играет в сохранении и передаче культурной и исторической памяти, причем без оглядки на общепринятые авторитеты власти:
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен…
Разберем другие стихотворения, не просто касающиеся темы поэта и поэзии в лирике Пушкина, а полностью сосредоточенные на ней.
«Разговор книгопродавца с поэтом» (1824)
Стишки для вас одна забава,
Немножко стоит вам присесть,
Уж разгласить успела слава
Везде приятнейшую весть:
Поэма, говорят, готова,
Плод новый умственных затей.
Итак, решите; жду я слова:
Назначьте сами цену ей…
«Разговор книгопродавца с поэтом» — это метапоэтическое произведение о природе поэзии и ее взаимоотношениях с деньгами и славой. Стихотворение демонстрирует напряжение между коммерческой (меркантильной) и духовной (идеалистической) концепциями искусства и представляет собой живой, практически театральный диалог между поэтом и книгопродавцом, которые придерживаются диаметрально противоположных точек зрения.
Пушкин, говорящий от лица поэта, высказывает свое разочарование и презрение к поверхностности и легкомыслию общества. Он испытывает глубокое уважение к истинной красоте, которую могут увидеть и почувствовать только те, кто обладает подлинной чувственностью и способностью к вдохновению. Пушкин презирает идею торговли своим творчеством и искусством, считая это унизительным для носителей поэтического дара.
В отличие от поэта, книгопродавец видит творчество поэта как нечто, что может быть выгодно продано. Он утверждает, что в современном обществе без денег обойтись нельзя, всячески убеждая и подталкивая поэта к продаже своих стихов. Таким образом, книгопродавец, представляя собой голос общества нуждающегося в развлечениях и готового платить за них, требует от поэта превратить его дар в товар.
В конце диалога, поэт, кажется, соглашается с книгопродавцем, предлагая ему свою рукопись. Это может быть иронической демонстрацией борьбы между идеализмом поэта и прагматическим подходом книгопродавца, а также признанием того, что даже поэт должен жить в соответствии с материальными требованиями общества.
«Поэт» (1827)
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы…
В стихотворении «Поэт» (1827) Пушкин изображает поэта как одиночку, понимающего свою исключительную роль и ответственность.
Стихотворение начинается с описания поэта, погруженного в суету мира и обремененного заботами, которые кажутся незначительными в более широком контексте. Поэт здесь представлен как пассивный участник, душа которого спит: он «людской чуждается молвы» и не клонит головы перед народными кумирами, то есть не встроен в традиционное мещанское общество. Однако, как только «божественный глагол», или вдохновение, коснется его, поэт пробуждается, подобно орлу: это внезапное пробуждение описывается как неотвратимая реакция, в результате которой поэт становится отчужденным от обыденного мира и его радостей.
Пушкин использует этот образ, чтобы показать как поэт, под воздействием вдохновения, становится одиночкой, избегая банальности повседневной жизни и стремясь к более высоким идеям. Он бежит в «широкошумные дубровы», место, полное природных звуков и смятения, что может символизировать хаос и буйство внутреннего мира поэта, полного творческой энергии. Таким образом, Пушкин подчеркивает, что истинный поэт способен отвернуться от банальности повседневной жизни и преследовать высшие, непреходящие идеалы.
«Поэт и толпа» (1828)
«Поэт и толпа» — одно из самых знаковых произведений Пушкина, где он затрагивает тему понимания поэзии и роли поэта в обществе. Он представляет две различные точки зрения: поэта, отделяющего свое творчество от обыденности и ожидающего от него не прагматической, а метафизической пользы, и общества, которое требует от искусства непосредственной применимости и конкретной пользы.
«Поэт и толпа» делится на три части. В первой части Пушкин описывает поэта, играющего на лире, в то время как окружающая его толпа не в состоянии понять смысла его стихов. Толпа здесь представлена как «чернь тупая», невежественная масса, не в состоянии оценить истинную ценность искусства.
Во второй части стихотворения Пушкин вводит диалог между поэтом и толпой. Поэт выражает свое отвращение к мирским заботам и требованиям толпы. Он отвергает идею о том, что искусство должно быть измеримо и практично полезно.
В третьей и последней части стихотворения Пушкин показывает, как толпа требует от поэта непосредственно влиять на общество и исправлять его недостатки. Однако, поэт заявляет, что его творчество не предназначено для мирских волнений или борьбы. Он рожден для вдохновения, для создания сладких звуков и молитв.
«Поэт и толпа» — мощное заявление позиции Пушкина в отношении роли поэта и поэзии в обществе. Он считает, что поэт должен быть независим от общественного мнения и что истинная ценность поэзии не может быть измерена простыми прагматическими критериями. Вместо этого, поэзия должна оставаться сферой вдохновения и творчества, не связанной с обыденностью и привычными потребностями.
«Поэту» (1830)
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
С точки зрения смыслов, в написанной в сонетной форме стихотворении «Поэту» (1830) можно выделить следующие составляющие.
Отношение к общественному мнению. Пушкин начинает с совета не заботиться о мнении общества — будь то похвалы или осуждения, что позиционирует поэта как независимого художника, ценящего свободу мысли и самобытность больше, чем признание со стороны общества.
Поэт как царь. Пушкин изображает поэта царем, живущим в одиночестве. Этот яркий образ подчеркивает идею, что поэт должен быть независимым, следуя своему собственному пути, несмотря на общественные ожидания или давление.
Независимая самооценка. Пушкин утверждает, что самая важная оценка для поэта — его собственное мнение о своем творчестве. Если он доволен своим трудом, то никакая критика со стороны общества не имеет значения.
Священная миссия поэта. В заключении Пушкин использует образ алтаря и огня, изображая поэзию как священное искусство, а миссию поэта — как священный долг. Общество может не понимать эту миссию, но для самого поэта она является не просто главной, а единственной.
«Поэту» является убедительным воплощением понимания Пушкина того, что значит быть поэтом, лишний раз подчеркивая идею о том, что поэт должен оставаться верным своим собственным идеалам, вне зависимости от внешних обстоятельств.
«Эхо» (1831)
Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом —
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов —
И шлешь ответ;
Тебе ж нет отзыва… Таков
И ты, поэт!
«Эхо» — аллегорическое стихотворение, использующее образ эха как метафору для поэта и его творчества. Первая часть стихотворения описывает эхо как феномен, откликающийся на любой звук в окружающем пространстве — от рева зверя и грома до пения девушки за холмом. Это служит иллюстрацией того, как поэт отзывается на мир вокруг него, на его звуки, события и эмоции.
Во второй части Пушкин развивает эту метафору, говоря, что, как и эхо, поэт воспринимает и отзывается на все вокруг — на грохот грома, на глас бури и волн, на крик сельских пастухов. Однако, поэт, как и эхо, не получает отклика. Этот мотив одиночества и непонимания часто встречается в лирике Пушкина. Скорее всего, поэт выражает свои собственные чувства относительно непонимания со стороны общества, что может показаться странным, учитывая глубину его творчества и степень признания, которое поэт получил при жизни.
В целом, «Эхо» представляет собой мощную метафору одинокой роли поэта в равнодушном обществе. Короткое стихотворение лаконично подчеркивает, что поэт, как и эхо, является отражением мира, хотя его голос часто остается без отклика.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836)
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» — культовое стихотворение Пушкина, в котором он прямым текстом заявляет о своем уникальном вкладе в русскую литературу.
Стихотворение начинается с утверждения, что поэт сотворил себе «нерукотворный памятник» — метафизический объект, предположительно созданный из поэтических слов, идей и чувств, которые переживут материал. Это прямая отсылка к идее бессмертия искусства: как его неотъемлемый элемент, поэзия имеет силу, превышающую смерть и время.
Стихотворение затрагивает и социальные аспекты. Пушкин предсказывает, что его слава распространится по всей России, что подчеркивает его роль в формировании национальной культуры. Он также утверждает, что он будет любим народом за пробуждение «чувств добрых» и восхваление свободы, что показывает его понимание глубокой социальной функции поэзии.
В заключительных строках Пушкин обращается к Музе с призывом быть послушной «веленью божию» и принимать «хвалу и клевету равнодушно», что является отсылкой к идеям, выраженным в вышеупомянутом «Поэту» (1830): здесь, как и раньше, Пушкин говорит о независимости поэта от чего бы то ни было, кроме божественного веления.
В целом, стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» — это уникальное свидетельство миссии Пушкина как поэта и доказательство его понимания своего места в русской культуре и истории, а также его приверженности идеалам добра, свободы и гуманизма.
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Заключение
Важнейший элемент русского культурного кода, тема поэта и поэзии в лирике Пушкина помогает нам понять, какими автор видел роли поэта и поэзии в жизни, приоткрывая дверь в личный мир Александра Сергеевича и позволяя по-новому взглянуть на его творческий путь и трудности, с которыми он сталкивался.
Пушкин изображает поэта как мост между божественным и человеческим, как вестника высшей истины и нравственного ориентира для общества. В то же время он исследует и собственную роль в качестве носителя этой истины. В поэзии Пушкин видит не только средство самовыражения, но и способ понимания и интерпретации окружающего мира, остающийся актуальным и в настоящее время.
Размышляя о роли и значении поэзии, Пушкин создает богатые и глубокие стихотворения («Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836)), заставляя читателя задумываться о вечных вопросах, наслаждаясь красотой и величием его слога. В целом, тема поэта и поэзии в лирике Пушкина играет важнейшую роль в понимании не только творчества русского гения, но и значения данного вида искусства в 21-м веке.