Анапест нужен, чтобы расставить точки над ё.
Анапест — метрическая стопа в поэзии, состоящая из двух безударных слогов, за которыми следует ударный слог. Анапест уходит корнями к классической греческой поэзии, откуда был изъят сначала Западной Европой и англосаксами, а потом через Византию перекочевал и в русскую поэтическую традицию. Анапест как стихотворный размер куда менее популярен в классической русской поэзии, чем ямб и хорей, однако начиная со второй четверти 20-го века анапест стремительно набирает популярность благодаря поискам оригинальных форм, отличающихся от поэзии Золотого и Серебряного веков, и в веке 21-м становится верным спутником современного русского поэта.
Цель данной статьи – подготовить школьников, студентов и всех интересующихся поэзией людей ко встрече с анапестом (избежать ее практически невозможно: анапест постоянно используется в сложных стихотворных размерах, которыми пишутся популярные песни), так, чтобы она преподнесла как можно больше приятного.
Почему анапест особенный?
В отличие от двух других трехсложных стихотворных размеров, анапест сразу нарушает привычные человеческому мышлению ритмы ямба (их имитирует начало амфибрахия: безударный-ударный) и хорея (начало дактиля: ударный-безударный), начинаясь с двух безударных слогов (в случае современных русских поэтов – преимущественно с двух бездарных). Ударение на третьем слоге как бы подводит черту под пролонгированной (затянувшейся) фразой, создавая отчетливый эффект разрешения на конце каждой стопы, причем в некоторых примерах работы высококлассных мастеров и истинных гениев этот эффект может возрастать с длиной строки[1]. Это выразительное, «музыкальное» разрешение является визитной карточкой анапеста: оно придает стихам особую живость и делает анапест незаменимым помощником для передачи эмоциональной напряженности и стремительной смены обстановки или характера действия, например:
Время будто бы шпиль
Этот свиток начать.
Умоляю, Сесиль:
Не извольте серчать.
Я писал Вам давно,
Я писал Вам навзрыд,
Но в итоге вино
Пересилило стыд.
Двустопный анапест
«Письмо Сесиль» Рудого – пример двустопного анапеста, как в капле воды отражающий ключевые характеристики этого стихотворного размера и его преимущества. В основе стихотворения лежит резкий эмоциональный порыв лирического героя, внезапная одержимость всепоглощающим, маниакальным приступом (предположительно, вдохновения). Подобные порывы исключительно сильны, но они быстро проходят, поэтому необходимо быстро запечатлеть их главные вехи – здесь двухстопный анапест и предстает во всей красе. Каждая строчка превращается в мазок кисти, захватывающий целый образ (например, «Время будто бы шпиль» – причем здесь заявленный образ молниеносно превращается в типичную грамматическую конструкцию «время приступить к делу»). В результате их головокружительной смены довольно длинное (72 строчки) стихотворение читается на одном дыхании.
Примеры анапеста в стихах
Учитывая вышесказанное, неудивительно, что анапест является любимым стихотворным размером поэтов с активной жизненной позицией (не путать с хроническими нытиками вроде Бродского). Одним из таких русских поэтов был Владимир Высоцкий. Его «Ой, где был я вчера» – пример стихотворения, чередующего четырехстопный и двустопный анапест:
Ой, где был я вчера, не найду, хоть убей!
Только помню, что стены с обоими.
Помню, Клавка была, и подруга при ней,
И что целовался на кухне с обоями.
А наутро я встал,
Мне давай сообщать:
Что хозяйку ругал,
Всех хотел застращать,
Будто голым скакал,
Будто песни орал:
«А отец,» говорил,
«У меня генерал!»
Какой эффект создает подобное дробление? В обособленных частях стихотворения решаются разные задачи. В данном случае, длинные и сравнительно неторопливые строки в четырехстопном анапесте рисуют экспозицию (общий контекст, место действия, доминанты в отношениях), тогда как восьмистишья в двустопном анапесте соответствуют фазе активных действий и идеально подходят описанию буйств лирического героя.
Аналогичной комбинацией четырехстопного и двустопного анапеста написаны «Баллада о книжных детях» (она же «Баллада о борьбе) и «Баллада о брошенном корабле» (однозначно входящие в число лучших стихотворений Высоцкого), где сохраняется тот же эффект: резкие переходы от экспозиционных описаний к активным, подчас хаотичным действиям, например:
И ушли корабли — мои братья, мой флот.
Кто чувствительней — брызги сглотнули.
Без меня продолжался великий поход,
На меня ж парусами махнули.
И погоду и случай
Безбожно кляня,
Мои пасынки кучей
Бросали меня…
Трехстопный анапест
Трехстопный анапест – золотая середина между своими короткими и длинными собратьями, примерно равная числом слогов четырехстопному ямбу, наиболее близко соответствующему течению русской разговорной речи (более быстрой английской речи характерен пятистопный ямб). Чаще всего трехстопный ямб комбинирует женскую и мужскую рифмы, что придает ему ритм вальса:
В отдаленном совхозе «Победа»
Был потрепанный старенький «ЗИЛ»,
А при нем был Степан Грибоедов,
И на «ЗИЛе» он воду возил.
А. Башлачев. «Грибоедовский вальс»
Однако в руках мастера анапеста Высоцкого от вальса не остается и следа, ведь куплеты легендарной «Охоты на волков» (припев песни – ямб) написаны тем же трехстопным анапестом:
Рвусь из сил — и из всех сухожилий,
Но сегодня — опять как вчера:
Обложили меня, обложили —
Гонят весело на номера!
Еще интереснее Высоцкий обходится с трехстопным анапестом в «Баньке по-белому»:
Протопи ты мне баньку по-белому —
Я от белого свету отвык.
Угорю я, и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.
Обратите внимание: на нечетных строках за каждым последним ударным слогом следует два безударных, а четные заканчиваются строго на ударном слоге. Благодаря этому философское стихотворение не «растекается мыслью по древу», а обретает опорные точки логической завершенности.
Заключение
Анапест вызывает ощущение ускоренного темпа и напряженности, что делает его эффективным средством передачи волнения, восторга или чувства движения, подходящим выбором для экспрессивных и эмоциональных стихотворений. В то же время, его трехстопной разновидности, чередующей женские и мужские рифмы, характерен «вальсирующий» ритм спокойствия и умиротворения; впрочем, в руках гениального поэта с активной жизненной позицией этот размер может заиграть и более яркими красками. Анапест крайне редко использовался в русской поэзии Золотого века, однако с течением времени все больше отечественных поэтов делали выбор в его пользу, желая добиться хотя бы минимальной оригинальности формы по сравнению с традиционными хореем и ямбом.
Современные поэты используют анапест охотнее, причем и как таковой, и как часть комбинированных стихотворных размеров. Также анапест легко встретить в современных песнях. В качестве задания на закрепление материала определите, какие известные вам композиции налегают на анапест (имейте в виду, куплеты и припев зачастую пишутся разными стихотворными размерами) и поделитесь ими в комментариях!
Удачи!
Примечания
1. Впрочем, надо учитывать, что у двустопного анапеста чисто математически в два раза больше «сыграть», чем у четырехстопного, где под «сыграть» мы подразумеваем оформление законченной мысли, сильной по тем или иным причинам. Тем, кто учится писать стихи, важно помнить, что подобные перлы не создаются бездумным нагромождением: так шестистопный анапест уже откровенно тяжеловат и просит быть разбитым на две трехстопные составляющие, а восьмистопный в обязательном порядке должен использовать цезуру: обычный человеческий мозг не рассчитан на нагрузки вроде удержания длинных, по 24 слога в каждой, смысловых конструкций, особенно когда они касаются абстрактный понятий.